Промышленные выставки XIX в

История искусства
Абстрактное искусство
Агитационно-массовое искусство
Чикагская архитектурная школа
Петер Беренс
Поп-культура и поп-дизайн 60-х.
История дизайна
Баухауз
Здание Баухауз в Дессау
Традиции Баухауз в дизайне Восточной Германии
Идеи дизайна в эпоху промышленных революций
Футуристическая  мода 60-х
Радикальный дизайн. Антидизайн
Эргономичный дизайн
Послевоенный дизайн в Европе и России
Промышленные выставки
Графика
Начертательная геометрия
Задачи начертательной геометрии
Туризм
Курс теоретической механики
Электротехника
Теория электрических цепей
Лабораторные работы по электротехнике
Электрические машины
Проводниковые материалы
Основы теории электромагнитного поля
Энергия электромагнитного поля
Физика
Примеры решения задач
Лабораторные работы по оптоэлектронике
Электроника полупроводников
Информатика
Концепция организации сетей
Беспроводные сети
Глобальные сети
Математика
Дифференцирование исчисление
Интегральное исчисление
Элементы комбинаторики
Непрерывность функции
Комплексные числа
Дискретная математика
Кривые второго порядка
Линейная алгебра
Элементы векторной алгебры
Введение в математический анализ
Производная функции
Теоремы о производных
Первообразная и неопределённый интеграл.
Определённый интеграл
Предел и непрерывность функции нескольких переменных.
Знакопеременные ряды
Правила вычисления неопределенных интегралов
Признаки сравнения несобственных интегралов
Задача
Разложение  в ряд Фурье функции
Вычисление криволинейного интеграла
 

Конец XIX века. Зарождение новой философии формообразования.

Техника как искусство. Первые всемирные промышленные выставки.

В период перехода от мануфактурного производства к машинному, расширения торговли и образования общенациональных рынков начинает возрастать роль выставок.

Первая всемирная промышленная выставка, получившая название "великая", состоялась в Англии в 1851 году. Англия в тот период была ведущей в промышленной революции и самой мощной в экономическом отношении страной. Открытие выставки состоялось в Гайд-парке Лондона под девизом "Пусть все народы работают совместно над великим делом совершенствования человека". Ее организаторами были принц-консорт Альберт и художник-прикладник сэр Генри Кольм.

Задолго до начала выставки был объявлен архитектурный конкурс на проект павильона. На конкурс поступило 245 работ, но ни одна не была принята к осуществлению. Вместе с тем жюри одобрило идею, предложенную садовником Джозефом Пакстоном, в то время известного оригинальными конструкциями оранжерей. Этот опыт конструирования из стекла и металла и был использован им при возведении Хрустального дворца. Огромный павильон, равный по площади четырем соборам святого Петра в Риме, был собран за рекордно короткий для того времени срок - 6 месяцев, и состоял из унифицированных элементов: 3300 чугунных колонн, соответствующее количество однотипных металлических балок и деревянных рам, 300 тыс. листов стекла для стен и крыши. Дворец промышленности и башня Эйфеля на всемирной выставке в Париже 1889 г. После лондонской Всемирные промышленные выставки проходили одна за другой во многих столицах мира: в Нью-Йорке (1853 г.), Вене (1873 г.), Сиднее (1879 г.), Мельбурне (1880 г.). Эйфелева башня стала олицетворением промышленной революции XIX века и постоянно действующим экспонатом. Она достигла большей популярности, чем какой бы то ни было другой архитектурный памятник, стала главным символом столицы Франции, поворотным пунктом в истории современной архитектуры. Ее называют самой знаменитой парижанкой нашего времени, хотя жители французской столицы далеко не сразу признали это творение Постава Александра Эйфеля ко Всемирной выставке 1889 года, приуроченной к 100-летию Великой революции. Прожекторы-маяки, укрепленные на ее вершине служат ориентиром для авиалайнеров и морских судов. Всемирные промышленные выставки сыграли значительную роль в становлении и развитии дизайна. На этих выставках технические изделия, подобно произведениям искусства, впервые были представлены на всеобщее обозрение как художественные экспонаты. Здесь выявились основные недостатки эстетики форм первых промышленных изделий Новые технологии практически не затронули архитектуры интерьера и предметного творчества. Аляповатые, вычурные подражательные произведения искусства и предметы быта подвергались критике многих современных искусствоведов, и в первую очередь Джона Рескина и Уильяма Морриса.

Стилевые направления в индустриальном формообразовании конца XIX в.

Создаваемые принципиально новые по своему функциональному содержанию объекты довольно часто получали и затем долгое время имели архаичный внешний вид своего прототипа. Крылья птицы мы видим в конструкции первого планера  Лилиенталя, образы духовых инструментов - в форме трубы, изобретенного позже граммофона,  конный экипаж - в основе формообразования первого автомобиля и трамвая. С одной  стороны, это можно объяснить инерцией человеческого - мышления, с другой стороны, - определенным отставанием дизайнерской мысли от инженерной. Инертность мышления, консерватизм формообразования. Новые изделия повторяют устаревшие формы своих предшественников: первый автомобиль - форму конного экипажа, первые летательные аппараты -крыло птицы, а граммофонная труба напоминает формы духовых музыкальных инструментов. Инженерный стиль относится прежде всего к "поисковым" инженерным разработкам, опытным лабораторным образцам, как правило, вновь создаваемых предметов и механизмов (станков, рабочих инструментов, различных технических устройств). Архитектурный стиль принесли с собой в индустриальное формообразование пришедшие сюда на рубеже Х1Х-ХХ вв. архитекторы. В его основе лежат классические архитектурные каноны ордерных систем, трехчастное построение композиции, начиная с массивных баз и пьедесталов и заканчивая ажурными карнизами, полками, капителями и прочими архитектурами элементами. Художественный китч (от нем. Kitsch, безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект). Относится к художественной промышленности второй пол. XIX - нач. XX вв. Выражается в промышленной имитации уникальных ручных изделий). Украшение индустриально выпускаемых изделий было особенно распространенным на начальной стадии промышленного формообразования для продукции массового потребления, при которых вопросы коммерческого внешнего вида изделий играли особое значение.

Конец XIX века. Первые теории дизайна.

История теории дизайна традиционно начинается с теории английских искусствоведов и художников, поставивших проблему связи искусства с жизнью в условиях научно-технического прогресса, пытавшихся сделать искусство социально полезным. Движение "Искусства и ремесла" возглавил Уильям Моррис, пропагандировавший средневековую гармонию ремесленного труда. С 1855 года Земпер возглавляет кафедру архитектуры в Высшей технической школе в Цюрихе. Здесь в 1860-63 годах был издан главный теоретический труд его жизни "Стиль в технических и тектонических искусствах, или Практическая эстетика" - исследование исторических закономерностей формообразования в искусстве, где аргументируется мысль о зависимости формы от функции, материала и технологии создания произведения. Готфрид Земпер родился в Гамбурге в семье купца. По окончании Геттингенского университета изучает архитектуру в Мюнхене (1825 г.) и Париже (1826). В 1834 г. получает кафедру архитектуры в Дрезденской академии художеств.

Идеи Джона Рескина John Ruskin, 1819-1900 гг.)

Известный английский писатель, теоретик искусства, философ, художник, один из лидеров движения "Искусства и ремесла", оказавший существенное влияние на культурную жизнь Англии II-й пол. ХIХв. Сторонник прерафаэлитов Рескин писал об ужасах и антигуманности индустриализации и об идиллической средневековой сельской Англии. Его произведения о проблемах культуры отличаются изысканностью слога.

В условиях широкого распространения индустриального производства в среде интеллектуальной элиты распространилось, тем временем, недовольство последствиями механизации для эстетики предметов домашнего обихода, уже не говоря о качестве жизни в целом. Выступая против буржуазной действительности, Рескин все время подчеркивал уродливость контрастов богатства и бедности, индустриализации городов и заброшенность сельских мест, гибельного роста новой предметной среды и оскудения природы. Он боролся не против техники как таковой,  а против оправдания сопутствующих ей неудобств и лишений, намного опередив в этой  полемике свое время.

Михаэль Тонет (Michael Thonet (1796-1871 гг.) - выдающийся мастер-художник по мебели, создатель уникальной комплексной программы производства мебели из гнутой древесины. Его технология открыла новые приемы конструирования, которые произвели переворот в формообразовании мебели. Стул "Модель 14" вобрал в себя весь огромный художественный и ремесленный опыт Тонета, став своеобразной кульминацией его творчества. Лаконизм и изящество его контура поражают и сегодня: нарисованный одним росчерком, он будто создан для того, чтобы служить графическим символом. Стул "Модели 14" имел всего шесть деталей. Уильям Моррис и Движение "Искусства и ремесла"

Идеи Рескина были подхвачены и развиты его учеником Уильямом Моррисом, который начинает свою карьеру как художник и архитектор, а позднее становится теоретиком декоративного искусства, ремесленником, поэтом, переводчиком и издателем. Самыми знаменитыми образцами мебели простых форм, выпускавшейся "Моррисом и Ко", стала серия "сассекских" стульев. "Мебель добрых граждан", как ее называли, создавалась на основе народной традиции английских сельских домов, восходящей к XVIII веку. "Сассекские" стулья продавались намного дешевле других изделий фирмы (от 7 до 35 шиллингов) и были по карману людям со средним достатком. У. Моррис во многом выступил как  последователь Рескина, восприняв его идеи воспитания художественного вкуса народа, трактовку творческого труда как основу нравственности и разоблачения "соседства роскоши и нищеты". Вместе с тем Моррис пошел значительно дальше. Он предложил практическую программу создания нового стиля жизни, дал, хотя и утопическую, но довольно живую картину возможного соединения высокоразвитой техники с ручным, ремесленным трудом как особым проявлением народного творчества В середине XIX в. искусство пребывало в некоем социальном вакууме. Считалось, что искусство не может приносить какую-то социальную пользу. Моррис вместе с теоретиками Движения "Искусства и ремесла" решительно отвергали это сложившееся мнение. Уильям Моррис строит свой собственный дом в нарушение существовавших канонов эклектизма из неоштукатуренного красного кирпича (отсюда и название "редхауз") с наполненными светом интерьерами. Архитектор по образованию Макмердо, учившийся у Рескина в оксфордском классе рисунка и сопровождавший его в поездках по Италии, создает в 1882 г. по совету учителя Гильдию века. Задачей гильдии было объединение художников разного профиля для сближения традиционно не связанных между собой архитектуру, дизайн интерьера, декоративно-прикладное искусство. Годом спустя он открывает мастерские Гильдии века.

Русская инженерная школа на рубеже XIX-XX веков.

На фоне художественного упадка архитектуры во второй половине XIX в. расцвет русской инженерной школы был особенно заметным. Лучшие представители этой школы получили европейскую и даже мировую известность. Под влиянием решетчатых инженерных конструкций типа металлических ферм формировалась стилистика русского авангарда - конструктивизм. Развитие русской технической науки начала XIX века. Русская техническая наука находилась в тесной связи с французской технической школой, особенно после победы над Наполеоном. Труды и учебники по механике были хорошо известны в России. От Парижской политехнической школы были восприняты основные идеи и методики "прикладной (практической) механики", назначение которой видели в приложении к конкретным машинам и механизмам общей теоретической, или "рациональной", механики (кстати, отсюда были перенесены на эстетику и в теорию искусства понятия "рациональная (практическая) эстетика", "прикладное искусство" и т.д.).

В конце XIX века в России открываются новые политехнические и коммерческие институты. Все это стимулировало поднятие общественного престижа инженерной профессии. При этом создатели Политехнических институтов зачастую видели их задачей развивать науки шире и глубже, чем было бы достаточно для университетской науки, и выпускать инженеров широкого профиля, всесторонне развитых, обладающих глубокими знаниями в области общенаучных и общеинженерных дисциплин, отлично знающих технику и умеющих применять свои знания в народном хозяйстве.

Российские промышленные выставки XIX века. Гиперболы инженера Шухова

Первая Всероссийская выставка мануфактурных изделий состоялась в Санкт-Петербурге 9 мая 1829 г. Она открылась на Васильевском острове в помещении биржи. Всероссийские промышленные выставки выступали как сильный и очень действенный регулятор роли промышленности в культуре страны. Фабриканты получали право на изображение государственного герба на своих вывесках и изделиях, им вручали ордена, специальные медали выставок, значительные денежные премии. Крупнейшая художественно-промышленная выставка прошла в 1896 г. в Нижнем Новгороде. Она как бы продолжила традиционные нижегородские (Макарьевские) ярмарки, проводимые с XVII в., на которых обменивали сырье южная и восточная Россия, Персия и Китай на изделия обрабатывающей промышленности - мануфактуру, посуду, металлические изделия из западных областей Российской империи. На территорию ярмарки переезжали банки, коммерческие конторы, в том числе и из Москвы. Здесь одновременно могли находиться до 200 тыс. человек. Конструкция покрытия ротонды во время строительства. Овальный выставочный павильон: интерьер во время покрытия сетки кровлей Исторический фотоснимок. После закрытия Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде еще не раз проходили крупные торговые ярмарки, но они никогда не поднимались до такого высокого общественного звучания, как эта выставка 1896 г. Но разрыв между технической и художественной культурой был все же весьма большим. Об этом приходилось говорить преподавателям, обращаясь к самым простым и наглядным примерам, это постепенно понимали и выпускники вузов, и промышленники. Профессор Харьковского практического технологического института Яков Столяров рассматривал вопросы эстетики в технике. В своей работе "Несколько слов о красоте в технике" он подвергает критике украшательство в XIX веке, маскировавшее технику под искусство. Развитие машиностроения создало основу для выработки своей красоты форм: "И чем лучше организм машины соответствовал  ее кинематическим функциям, чем совершеннее конструктивные формы органов отвечали действующим в машине силам, чем меньшими средствами достигалась заданная техническая  цель - словом, чем совершеннее становилась машина, тем более она удовлетворяла  эстетическим требованиям инженера".

Владимир Григорьевич Шухов (1853-1935)

Один из самых замечательных конструкторов конца XIX-начала XX столетия и входит в плеяду выдающихся инженеров России. Его висячие покрытия, арочные конструкции: сетчатые оболочки и башни в форме гиперболоида были решениями нового типа, которые, благодаря своей непостижимой легкости, удивительной простоте и элегантности конструкции, а также необычным и смелым формам, произвели в свое время сенсацию Наряду с водонапорными башнями, маяками, радиомачтами и опорами линий электропередач, гиперболоидные шуховские сетчатые башни возводились на кораблях (мачта с наблюдательной вышкой).

Начертательная геометрия, физика полупроводников