Послевоенный дизайн в Европе и России

История искусства
Абстрактное искусство
Агитационно-массовое искусство
Чикагская архитектурная школа
Петер Беренс
Поп-культура и поп-дизайн 60-х.
История дизайна
Баухауз
Здание Баухауз в Дессау
Традиции Баухауз в дизайне Восточной Германии
Идеи дизайна в эпоху промышленных революций
Футуристическая  мода 60-х
Радикальный дизайн. Антидизайн
Эргономичный дизайн
Послевоенный дизайн в Европе и России
Промышленные выставки
Графика
Начертательная геометрия
Задачи начертательной геометрии
Туризм
Курс теоретической механики
Электротехника
Теория электрических цепей
Лабораторные работы по электротехнике
Электрические машины
Проводниковые материалы
Основы теории электромагнитного поля
Энергия электромагнитного поля
Физика
Примеры решения задач
Лабораторные работы по оптоэлектронике
Электроника полупроводников
Информатика
Концепция организации сетей
Беспроводные сети
Глобальные сети
Математика
Дифференцирование исчисление
Интегральное исчисление
Элементы комбинаторики
Непрерывность функции
Комплексные числа
Дискретная математика
Кривые второго порядка
Линейная алгебра
Элементы векторной алгебры
Введение в математический анализ
Производная функции
Теоремы о производных
Первообразная и неопределённый интеграл.
Определённый интеграл
Предел и непрерывность функции нескольких переменных.
Знакопеременные ряды
Правила вычисления неопределенных интегралов
Признаки сравнения несобственных интегралов
Задача
Разложение  в ряд Фурье функции
Вычисление криволинейного интеграла
 

Вторая мировая война оказала сильное влияние на весь предметный дизайн. Воюющие страны радикально сократили потребление сырья частными предпринимателями. Фабрики выпускали в основном военную продукцию. В Великобритании в 1941 году была введена специальная программа, направленная на экономию ресурсов. Обработка серебра и алюминия были практически прекращены. Применяемые в текстильном производстве краски требовали согласования. Дизайн-комитет под руководством Гордона Рассела разработал специальное положение о выпускаемой продукции. Согласно этому положению производимая мебель должна быть солидной и привлекательной, но при этом экономной в использовании сырья.

Дуглас Скотт (Douglas Scott, 1913-1990 гг.) Первый профессиональный индустриальный дизайнер Великобритании. После окончания Центральной школы искусств и дизайна в Лондоне (1929 г.) работает в Лондонском бюро Раймонда Лоуи(1936-1939 гг.). После второй мировой войны открывает собственное бюро и занимается образовательным процессом в Центральной школе искусств и дизайна в Лондоне. Супруги Робин и Люсьен Дэй в 50-е годы - ведущие дизайнеры Великобритании. Благодаря своей молодости, таланту и оптимизму они стали символом послевоенного времени, прославившим Великобританию во всем мире. Средства массовой информации присвоили им титул «представителей хорошего стиля». Робин Дэй. (Robin Day, 1915, Хай Викомб, Бэкингемшир, Великобритания).

Государственная поддержка дизайна. Одной из особенностей послевоенного развития дизайна было массовое появление различных административно-научно-пропагандистских структур, призванных содействовать его внедрению в производство. Государственная власть, заинтересованная в развитии национальной промышленности и торговли, очень быстро поняла значение дизайна в этом процессе

Эрнст Рейс (Ernest Race, 1913-1964 гг.) Сыграл выдающуюся роль в становлении после второй мировой войны современного мебельного дизайна в Великобритании. Работы Рейса стали основой для последующего появления понятия "Contemporary Style" (Современный стиль) для легкой органичной мебели, отличающейся от выхолощенного предвоенного модернизма. Это был демократичный стиль современных изделий высокого качества, доступных широкому кругу потребителей.

Дизайн Великобритании 40-х. Британский Совет по технической эстетике. Результатом осмысления сложившейся ситуации возможных перспектив развития экономики было создание в Англии в декабре 1944 года первой в Европе общегосударственной дизайнерской структуры - Британского Совета по технической эстетике, ставшего своего рода образцом для создания подобных организаций на континенте. В конце 40-х Дэвид Бэхе (David Bache, 1926-1995 гг.) начал свою учебу дизайнера под руководством итальянского дизайнера Рикардо Бурци для автопроизводителей Аустин. С 1954 г. работает для британской автомобильной фирмы "Rover". Созданный им новый "Landrover" Серия II (1958 г.) определил линию развития семейства Лэндроверов и стал примером классического британского дизайна.

Шведский модерн. Датский стиль тикового дерева. Хотя страны Скандинавии меньше других пострадали во время второй мировой войны, военные годы были не лучшим временем для скандинавского дизайна. В 1940 году Дания и Норвегия были оккупированы немецкими войсками: границы были закрыты, перемещения запрещены, введена карточная система. Основатель "Тетра Пак" (1951 г.) - доктор Рубен Раузинг (Ruben Rausing, 1895-1983 гг.). Учился в Стокгольме в экономической школе, затем в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Во время пребывания в Америке изучал опыт первых магазинов самообслуживания и вскоре пришел к убеждению, что эта идея рано или поздно придет и в европейские страны, что снова по возвращении в Швецию основал совместно с Эриком Валенбергом первое шведское предприятие со специализацией в области упаковки (в полном смысле)

Поль Хеннингсен (Poul Henningsen, 1894-1967 гг.). Датский архитектор, писатель, режиссер и дизайнер по светильникам. Дизайном светильников занимется с 1924 г. В 1925 получает за свои светильники золотую медаль на Парижской выставке "Арт-Деко". С 1926 г. сотрудничаете Луисом Польсеном (Louis Poulsen). Арне Якобсен (Arne Jacobsen, 1902-1971 гг.)известный датский дизайнер по мебели, интерьерам, тканям, изделиям из стекла и металла. На смену дизайну из стальных трубок 20-х и 30-х гг. пришел мебельный дизайн из фанеры. В 1952 году появилось сразу два шедевра мирового класса - стулья "РК-0" Пола Кжар-холма и "Муравей" Арне Якобсена

Культура жилища из Скандинавии. "Шведская кухня".

Тапио Вирккала (Tapio Wirkkala, 1915-1985 гг.) Один из ведущих дизайнеров Финляндии послевоенного времени. Родился в Ханко (Финляндия) в семье художника-ремесленника. Получил образование скульптора и макетчика в Центральной промышленно-художественной школе Хельсинки (1933 - 1936 гг.).

Ханс Вегнер (Hans Wegner, 1914 г.) Дизайнер мебели, яркий представитель "Датского модерна" 50-х гг. Стулья "JH 501" в студии СВ5 во время предвыборных дебатов Джона Кеннеди и Ричарда Никсона, 1961 г. Триумф скандинавского дизайна в Америке. Профессия-"дизайнер". Кай Франк (Kaj Franck, 1911-1989 гг.) С конца 40-х - ведущий дизайнер Финляндии в области прикладного искусства. Сикстен Сасон (Sixten Sason, первоначальная фамилия Андерсон, 1912-1969 гг.) Один из пионеров шведского промышленного дизайна. Получивший классическое художественное образование, начинал свою творческую карьеру как график. Выполненный в формах "стримлайн", один из самых модерновых автомобилей своего времени. Автомобиль "Сааб 92", 1947 г.

Послевоенный дизайн в СССР.

Война практически прервала работы дизайнеров. Однако, проектирование легендарной "Победы", вышедшей сразу после войны, было закончено в 1943 году. В войну в штатах проектно-конструкторских бюро некоторых заводов транспортного машиностроения появились художники. В 1946 году на Горьковском автозаводе начал выходить легковой автомобиль "М 20 "Победа", его автором был молодой талантливый дизайнер В. Самойлов. Конструкторское бюро Андрея Туполева Пассажирский авиалайнер "Ту-104", 1957 г. В послевоенные годы в СССР создаются дизайнерские бюро широкого профиля. Одним из них стало Архитектурно-художественное бюро под руководством Юрия Соловьева.

От большой робы к джинсам. Новый взгляд на развитие моды. Кристиан Диор (Christian Dior, 1905-1957 гг.)

Выдающийся французский кутюрье, создатель "нового стиля" ("The New Look") в моде послевоенного периода, основатель фирмы "Диор". Первая коллекция Диора "Чашечка цветка", показанная 12 февраля 1947 г. в Доме Диора произвела переворот в моде и принесла Диору мировую славу. Диор отказался от канонов суровой, экономной одежды военных лет: костюмы, напоминающие военную форму, приподнятые квадратные плечи, прямые юбки длиной чуть ниже колена. Юбилейная коллекция Диор

Итальянское Экономическое чудо. Стиль Оливетти. Склонность итальянской художественной культуры к авангардным формам, выразившаяся в движении футуристов, получила новый расцвет после второй мировой войны. Экономика Италии переживает бурное развитие и она выдвигается в области дизайна на первый план, становясь дизайн-нацией. Марко Занузо Диван-кровать В отличие от немецкого (теоретического) и американского (ориентированного на рынок) понимания дизайна, итальянский дизайн был образован благодаря импровизации в рамках старых традиций культуры, искусства, дизайна и экономики, которые в Италии не были изолированы друг от друга. Пининфарина. Автомобиль в обтекаемых формах, Италия, 1930-е гг. Мотороллер "Веспа" был спроектирован бывшим пилотом итальянских ВВС инженером Коррадино д'Асканио(Corradino d’Ascanio, 1897-1981 гг.) и запущен в серию в 1946 году на итальянском заводе Пиаджио. "Фиат 500" "Тополино" (мышонок) Данте Джиакоса (1936 г.) стал проматерью всех миниатюрных автомобилей. Со своими 13 лошадиными силами и весом всего лишь 535 кг он завоевал титул самого маленького автомобиля в мире. Существует легенда, что Генри Форд сказал однажды, что, когда мимо проносится "Альфа Ромео" он снимает шляпу. Форд относился к фанатам этой автомобильной марки с беспрецедентными моделями и скоростями, возникшей в Милане в 1909 г

Карло Моллино (Carlo Mollino, 1905-1973 гг.) Один из самых эксцентричных представителей "Итальянского стиля" в дизайне. Родился в Турине в семье архитектора Евгенио Моллино. Получил архитектурное образование в Туринском университете. "Итальянский Гауди", "последний футурист" Карло Моллино воспринимал технику и технологии как невиданную возможность воплощения самых фантастических почти бредовых, замыслов, что вполне отвечало эйфории послевоенного времени. Радиоприемник с фонографом

Потребитель и техника. Если 50-е годы были периодом экономического "взрыва", то в 60-е гг. итальянское экономическое чудо достигло своего апогея. Пережив послевоенный период лишений, широкие круги населения к этому времени значительно повысили свое благосостояние. Пьеро Форназетти (Piero Fornasetti, 1913-1988 гг.) Известный итальянский дизайнер, график. Стул со спинкой в форме капители, 1950 г. Джованни Понти (Giovanni (Gio) Ponti, 1891-1979 гг.) Выдающийся итальянский архитектор, художник, дизайнер, создатель известного журнала "Domus". Родился в Милане. В 1921 г. закончил Миланский политехнический институт (архитектура). Приборы для санузла Деятельность Джованни Понти была направлена на серийное производство мебели и товаров повседневного потребления. Благодаря ему марка "Сделано в Италии" стала своеобразным знаком качества

Освальдо Борсани (Osvaldo Borsani, 1911-1985 гг.) Родился в Милане. В 1937 г. завершил архитектурное образование в Милане. В 1953 году основал совместно со своим братом Фульгенцио мебельную фирму "Техно". Первая мебель фирмы "Техно" Борсани - кресло-шезлонг "Р 40" и складная софа "D 70" были уже технически зрелыми решениями. Мобильные подножки, сидения и спинки кресла могли составить до 486 различных комбинаций, что стало своего рода рекордом.

Стиль Оливетти. Итальянская фирма "Оливетти", один из крупнейших производителей конторского оборудования в мире, основана в 1908 году Камилло Оливетти как фабрика печатных машинок. Первым изделием стала пишущая машинка "М 1". Она была оценена как "крепкая и элегантная", отличающаяся быстрой скоростью каретки плавным ходом клавиш.

Камилло Оливетти (Samuel David Camillo Olivertti, 1868-1943 гг.) Родился в Ивреа (Италия). Учился на инженера в Политехнике в Торино. Продолжил образование в Лондоне. Затем он в качестве ассистента электротехнического факультета Станфордского университета в США преподает курс физики.

Марчелло Ниццоли (Marcello Nizzolli,1887- 1969 гг. Выдающийся итальянский дизайнер, один из создателей т.н. "скульптурного дизайна" в его органической версии. Родился в Боретто. Закончил школу искусств в Парме (1913 г.). В 1918 году создает собственное дизайн-бюро в Милане и работает в области декоративно-прикладного искусства, рекламы, интерьеров, выставочного дизайна. В 50-е годы Ниццоли, развивая и, нюансируя и варьируя свой метод "органического формообразования", наряду с работой для "Оливетти" сотрудничает с фирмой швейных машин "Некки".

Пластмассы, пластики, полиэстер. Еще во времена бакелита (с н. XX в.) пластмассы служили символом современного формообразования. И в Италии увлечение современностью было также ярко выражено, как и увлечение пластмассами. Эторе Соттсасс, Перри А.Кинг Портативная пишущая машинка "Валентина", (выпущенная к дню святого Валентина в 1969 году). "Картель" была создана химиком Ж. Гастелли вскоре после войны (в Новиглио под Миланом, 1949 г.) наряду с другими предприятиями, которые занимались товарами домашнего обихода, поставляя на рынок изделия из ярких цветных пластмасс. В Картели изготавляли детали из пластмассы для автомобилей, а с сер. 50-х гг. стали заниматься преимущественно бытовыми приборами. Анна Кастелли Феррери Рихард Заппер, Марко Занузо. Детский стул, 1961 г.

Ливио Кастильони (Livio Castiglioni, 1911-1979 гг.) Старший из трех братьев Кастильони Ливио изучал архитектуру в политехнике в Милане и в 1936 году защитил диплом, в период 1940-60 гг. Ливио Кастильони работает для фирм Phonola (1939 г.) дизайнером-консультантом, до 1964 года - Брионвега.

Акилле Кастильони (Achille Castiglioni, 1918 г.) Известный итальянский дизайнер, одна из ключевых фигур среди дизайнеров XX века. Вечно молодой и вечно удивленный. Знаменитое произведение братьев Кастильони - табурет " Allunaggio " (прилунение), получивший "Золотой циркуль"(1965 г.) задуман как садовая мебель.

Неофункционизм. Ульмская школа дизайна. Стиль "Браун" Послевоенное время и 50-е годы, о которых вспоминают сейчас с ностальгией как о "поворотных пятидесятых", принесли с собой основательные изменения не только в политике, но и в дизайне. Послевоенный Берлин

Противоречивые  50-е. Резопал. 50-е гг. были в Германии не только "свингующими пятидесятыми", но и очень противоречивым временем между затуханием старого и началом нового, между Тельзенкирхненским барокко" и неофункционализмом. Вильгельм Вагенфельдэ. Хромаргоновые подставки для яиц, 1953-1954 гг. Карл Потт. Столовый набор № 784, 1952 г. Кете Глейзер. Образцовая квартира № 1, Германский Веркбунд, Берлин, 1953 г. "Хорошая форма"(Gute Form).Наряду с развитием под американским влиянием стримлайна в Германии возникают попытки возрождения существовавшего до войны функционального стиля, лидером которого был Баухауз. В Дессау, на территории бывшей ГДР, после войны возникает снова Баухауз.

Начертательная геометрия, физика полупроводников