Туризм Мальдивские острова

Туризм Остров Пасхи
Миссионеры на острове Пасхи
Общинные и семейные обычаи и обряды
Искусство острова Пасхи
Испания
фиеста, фламенко, коррида
Турцентры Испании
Коста -Дорада
Районы северо-западного побережья
Города искусств Андалузии
Королевский монастырь Санто Томас
Старый собор имеет Башню Гальо
Наварра
Главные центры бурной ночной жизни
Канарские острова
Остров Гран Канария
пляжи Папагайо
Мальдивские острова
Традиционная одежда мальдивссих женщин
островные деревни
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЮДЖЕТА
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ
Шоппинг
Выставка местных ремесел
РАЗМЕЩЕНИЕ НА КУРОРТАХ
Сафари, дайвинг, активный отдых
ПОДВОДНОЕ ПЛАВАНИЕ.
Зоны серфинга и близлежащие острова
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА КИТАМИ И ДЕЛЬФИНАМИ.
Джумхури Майдан
Все курорты Северного Мале
Курорт Four Seasons на острове Куда Xypaa
СЕВЕРНЫЙ НИЛАНДХЕ
ЮЖНЫЙ ХУВАДХУ
 

ТУРИЗМ. С тех пор как в 1972 г. началось развитие туристической отрасли, островные курорты сделали заметный шаг вперед в своем развитии, а внимание к туристам, став более профессиональным, не утратило вместе с тем искренности. К приезжающим относятся с неподдельной теплотой и радостью, признавая, что достоинства туризма намного превосходят его недостатки. Какие недостатки? В школе мальдивцев учат, что «наиболее нежелательное последствие массового притока туристов — культурный конфликт, нарушающий гармонию жизни в принимающей стране». Нетрудно сделать вывод, что в такой консервативной религиозной стране, как Мальдивы, нескончаемый поток туристов может стать настоящей катастрофой. Однако решение отвести под курорты лишь определенные, ранее не населенные острова и тем самым обеспечить сохранение привычных условий жизни на всех остальных островах полностью себя оправдало.

В социальном и экономическом смысле цена, которую Мальдивам пришлось заплатить за развитие конкурентоспособной туристической индустрии, дающей немалый валютный вклад в экономику страны, сравнительно невелика по сравнению с соседними странами. Приятно увидеть, что здесь иностранцев не презирают и не подвергают нападкам, а признают как неотъемлемую часть жизни. Со своей стороны М&тьдивы могут предложить красоту нетронутой (а теперь и бережно охраняемой) природы, а весь остальной мир — туристов, которые ценят прелести островной жизни. Официально развитие индустрии началось в 1972 г., когда острова посетило 1097 туристов. Единственными курортами тогда были Kurumba (60 мест) и позже Bandos (220 мест). В 1973 г. открылось еще четыре курорта (включая Baros, 56 мест), а число посетителей увеличилось до 3790. До 1978 г. индустрия переживала бурный и неконтролируемый подъем — к тому времени на островах было уже 17 курортов, а число посетителей равнялось 29 325. До 1978 г. развитие туризма происходило на спонтанной основе и в целом давало немало поводов для беспокойства. Общих правил, законов или постановлений, регулирующих расширение и развитие этой отрасли, не существовало. Незаселенные острова порой самовольно превращались в курорты местными предпринимателями, причем эти курорты были ничем не лучше кемпингов с самыми примитивными удобствами. Опасность для зарождающейся отрасли была очевидной: Мальдивы переставали быть не только привлекательным местом отдыха, но и уютным домом для своих жителей, а выгоду от притока иностранных долларов получали в основном иностранные же инвесторы.

Президент Гайюм, вступая в должность в 1978 г., поставил перед собой задачу превратить туристическую индустрию в достойную, конкурентоспособную отрасль. Закон о туризме, определяющий основные нормативные положения развития индустрии, был принят в 1979 г. Был введен подушный налог (он обычно включается в стоимость номера), обеспечивающий немедленный и прямой вклад каждого туриста в экономику страны. В 1982 г. появился отдельный Департамент по делам туризма, а в 1988 г. он превратился в министерство. Все курортные острова, которые раньше находились в ведении Министерства сельского хозяйства, перешли в ведение Министерства туризма. Голландской фирмой-консультантом был составлен план развития гуризма, рассчитанный на десять лет и подкрепленный вложениями Kuwait Fund. Так были определены туристические зоны и стратегия развития. До этого курортные зоны были сконцентрированы на атолле Мале, поскольку он был расположен близко к аэропорту. Сам аэропорт в связи с увеличением числа туристов был в 1981 г. модернизирован в соответствии с международными стандартами и смог принимать самолеты, идущие из самых отдаленных точек мира.

Превращение атолла Ари в туристическую зону началось в 1988 г. с идеи создать на одном из центральных островов инфраструктуру (для хранения запасов топлива, размещения продовольственных складов и т. п.), которая обслуживала бы близлежащие острова. Пока курорты развивались лишь в частном секторе, в таком проекте не было заинтересованности, а значит, не было и финансирования. С 1980 по 1990 гг. открылось 40 новых курортных островов. Общее количество мест, учитывая и увеличившуюся емкость прежних курортов, составило к концу десятилетия 7621. К концу 1998 г. количество мест возросло до 14 228. Этот показатель продолжал увеличиваться, и в 1999 г. Мальдивы могли предоставить туристам уже 15 044 мест на 84 курортах. На рубеже тысячелетия цифры поднялись до 16 444 мест на 87 курортах (по данным 2003 г.), а к концу 2007 г. действовали уже 89 курортов с общим количеством мест 17 000. Общее число приезжающих, в 1980 г. составлявшее 42 007 человек, в 1990 г. увеличилось до 195 156 человек. Общее количество посетителей по итогам 1998 г. составило 395 725 человек. В 1999 г. число посетителей было 429 666 человек, в 2003 г. оно увеличилось до 563 593 человек. Несмотря на угрозу атипичной пневмонии и птичьего гриппа, а также конфликт в Ираке и общую обеспокоенность международным терроризмом, в 2004 г. Мальдивы посетили около полумиллиона туристов. Цунами, конечно, серьезно повлияло на количество туристов в январе 2005 г., однако к июню 2005 г. из 89 курортов по-прежнему оставались закрыты на реконструкцию только двенадцать. Все они открылись в течение сезона 2005/2006 гг., за исключением курорта Fun Island, который подвергся капитальной перестройке.

Большинство туристов приезжают на Мальдивы из европейских стран. Пальму первенства здесь держит Италия, за ней с небольшим отрывом-следуют Германия и Великобритания, затем Франция и Швейцария. Обшее число туристов из Европы в 2003 г. составило более 443 тыс. человек. Туристов из стран Азии за тот же период было 101 800, в основном из Японии (42 тыс.), Китая и Индии. Около 3900 туристов прибыло из Африки, 7 тыс. из Австршши и 7600 из Америки. В 2003 г. туризм принес

В 1971 г. Мальдивы открыл для себя итальянский предприниматель Джордж Корбин (George Corbin), сразу решивший, что нашел идеальное место для отдыха. Однако там было совершенно негде остановиться, и туда невозможно было добраться самолетом. Он поручил молодому человеку, Мохаммеду Умару Манику (Mohamed Umar Maniku), подготовить все необходимое для приема группы гостей - многие из них были путешествующими писателями, которых он предложил привезти в 1972 г. В Хулхуле тогда была только небольшая летная полоса, поэтому группе из двадцати двух человек пришлось лететь чартерным рейсом компании Air Ceylon из Коломбо. Они остановились в трех домах в Мале, и М.У. Манику каждый день сопровождал их в поездках на различные острова. «Это было довольно захватывающе, - вспоминает м-р Манику. - Мы не знали, что для них готовить и вообще как с ними себя вести». Посетители провели на островах десять дней и остались так довольны, что скоро начали поступать заказы и от других гостей.

С помощью местных материалов, кокосовой древесины и пальмовых листьев на острове Курумба были построены 30 хижин с импровизированными ванными (дхони, каждый день доставлявшая рабочих на Курумбу, теперь стоит на почетном месте в главном ресторане острова, за буфетной стойкой). «Я был поваром, садовником и коридорным. Нам все приходилось делать самим, - говорит м-р Манику. - В те годы на Мальдивах не было решительно ничего. Ни банков, ни аэропорта, ни телефона - только любительское радио и азбука Морзе для связи с Коломбо. Даже эксперты из Программы развития ООН сказали, что туризм на Мальдивах никогда не будет иметь успеха, потому что здесь нет ни элементарных удобств, ни инфраструктуры». Однако посетителям здесь понравилось. «Они приезжали на дополнительную экскурсию, которая входила в программу пребывания на Шри-Ланке, - вспоминает м-р Манику. - Приходилось платить высокие комиссионные турагентам на Шри- Ланке, чтобы заполучить сюда гостей. Но нам нужно было вкладывать в курорты каждый цент. Фактически эту отрасль сформировали сами туристы. Мы прислушивались к их пожеланиям и старались предоставить им то, чего они хотели. Поначалу у нас были только хижины из пальмовых листьев, поскольку в то время мы не могли позволить себе ничего другого».

Найти инвесторов для молодой развивающейся отрасли было сложно. «Мы сами себя финансировали», - говорит м-р Манику, который сейчас является председателем группы Universal Enterprises, управляющей несколькими курортами. Кредит предоставили сингапурские поставщики, но банковское финансирование было недоступно до тех пор, пока отрасль не достигла заметных успехов в своем развитии. Перелом наступил в 1974 г., а в 1981 г. с открытием в Хулхуле международного аэропорта Мальдивы стали самостоятельным пунктом назначения. Активный маркетинг помог группе Universal Enterprises достичь успеха и стать первопроходцем в развитии мальдивского туризма. Это начинание было подкреплено тщательно продуманным развитием курортов. Главной целью компании было органичное сосуществование с окружающей средой, а не нагромождение десятков блочных коттеджей на небольшом островке, задыхающемся в сетях инфраструктуры.

Курорты Universal Enterprises отличаются пышной дикой растительностью и роскошными садами, за которыми ухаживают выписанные из Шри-Ланки садовники. Оттуда же импортируют плодородную почву и семена и саженцы растений. Для борьбы с эрозией почвы и загрязнением окружающей среды, а также повышения урожайности кокоса были приглашены иностранные эксперты. «У нас на Мальдивах никогда не будет массового туризма, - говорит м-р Манику. - Мальдивы должны развивать качественный туризм и учитывать пожелания посетителей. Раньше они приезжали со своими бутербродами, а сейчас могут насладиться изысканным ужином в хорошем ресторане в роскошном тропическом саду». Как один из самых крупных мальдивских туроператоров, группа Universal Enterprises борется за каждый сегмент рынка, удовлетворяя спросы как любителей простых хижин на берегу моря , так и тех, кто предпочитает роскошные гранд-отели. Многие сотрудники компании годами работают на одном и том же курорте, постепенно поднимаясь от должности простых служащих до руководящих постов. Большое внимание уделяется поддержанию высоких стандартов, и за делами каждого курорта директор наблюдает лично. На должности администратора обычно находится местный житель, а во главе департаментов стоят профессионалы, получившие подготовку международного уровня. «Если владелец курорта не вовлечен во все происходящее, он никогда не добьется успеха, - говорит м-р Манику, вспоминая свои ранние дни. - Это все равно что заботиться о ребенке».

В 1997 г. несколько привлекательных ненаселенных островов на удаленных от аэропорта атоллах были предложены в аренду с целью превращения их в туристические курорты. Большинство из них были словно специально созданы для самых утонченных любителей природы. По мере того как число туристов увеличивалось и туристы стали оставаться больше, чем на неделю, качество обслуживания также улучшалось — и это, бесспорно, не простое совпадение. Задачей администрации было изменить сезонную схему туризма, а не просто увеличить общее количество мест. Приоритет был отдан модернизации существующей на курортах инфраструктуры, увеличению среднего коэффициента занятости (в 1998 г. он достиг 76% по сравнению с 65,7% в 1994 г. и 40,5% в 1983 г.), более активно продвигать международную рекламу, завоевывать новые рынки и готовить кадры для туристической индустрии. Все это послужило причиной положительных изменений. Один курортный менеджер, комментируя состояние туристической индустрии в начале 2000 г., сказал, что модернизация жизненно необходима для поддержания конкурентоспособности. «Даже если гость платит 60 долларов за номер, он все равно ожидает от нас сервиса на 200 долларов». По его мнению, медовый месяц для мальдивского туризма окончился. «Her смысла открывать новые курорты и надеяться, что люди сами откуда-то появятся, как это было в прошлом. Мы должны обеспечить качественный сервис, современную инфраструктуру, высокие стандарты и активный маркетинг. Стандарты должны быть высочайшими — или мы не сможем выжить».

Казалось бы, не самые лучшие новости для тех, кто хочет задешево провести отпуск в бамбуковой хижине на необитаемом острове. Однако курортные операторы знают свой рынок. Гости хотят пользоваться привычными удобствами даже на необитаемом острове — как правило, они предпочитают возвращаться влоно природы с изяществом, по крайней мере, удостовериться, что в номере есть ванна. На Мальдивах по-прежнему есть дешевые курорты, но общая тенденция направлена на создание лучших условий, не наносящих вреда окружающей cpeдe (на курор-

Закон № 15/79, или «Закон о туризме на Мальдивах», занимающий множество страниц, охватывает самые разные аспекты туристической индустрии. В этом замечательном документе немало проницательных и дальновидных замечаний относительно приоритетов данной отрасли. Довольно быстро среди массы параграфов попадается следующий: «Вырубка деревьев на курортных островах производится только с разрешения Министерства туризма». Еще один параграф гласит: «Пресная вода с населенных островов не должна переправляться для потребления на туристические курорты». Закон требует, чтобы все туристические курорты, отели и гостиницы были зарегистрированы в Министерстве туризма и работали согласно соответствующим постановлениям. Незарегистрированные объекты не имеют возможности участвовать в бизнесе. Закон особо подчеркивает, что туристические курорты могут быть основаны только на ненаселенных островах. Если наименование курорта отличается от наименования острова, на котором он расположен, перед регистрацией для него необходимо получить одобрение министерства. Закон о туризме облагает каждого туриста 8-долларовым налогом за каждый день, проведенный на курорте, в отеле или гостинице. Сбор этого налога за предыдущий месяц должен быть уплачен не позднее 16 числа месяца текущего, в противном случае налагается штраф в размере 1000 руфий с одного места. (Как правило, этот налог уже включен в стоимость предоставленной гостю комнаты, поэтому здесь беспокоиться не о чем, если только вы не решите поселиться на сверхдорогом курорте - там, как ни странно, этот налог рассчитывается отдельно).

тах имеются деминерализующие установки, обеспечивающие гостей и сотрудников запасом пресной воды, и комплексы переработки мусора). Все это тоже входит в плату за комнату. Сохранение пейзажей дикой природы и нетронутых берегов тоже стоит немалых денег. Как ни странно, местные строительные материалы, такие как пальмовые ветви, сейчас обходятся дороже, чем импортный кровельный материал, поскольку таким постройкам требуются постоянный уход и периодическое обновление. Отдых в рустикальном стиле на двоих на таком острове, как например Кокоа (Cocoa). — всего 16 мест в живописных бунгало на берегу моря — обойдется дороже, чем отдых в крупном, но менее изысканном отеле на побережье. Сейчас Кокоа, с крытыми пальмовыми листьями виллами у воды, стал еще более фешенебельным.

Для обеспечения успеха туризма прилагаются все усилия. На курортах в среднем насчитывается по одному служащему на каждое гостиничное место, однако есть еще тысячи, которые извлекают из туризма непрямую выгоду. Так, например, процветает строительная индустрия. Дефицит рабочих рук такой, что владельцы курортов нанимают даже рабочих, которые находились на острове на стадии строительства, предлагая им остаться в качестве официантов, рабочих в прачечной и садовников. Существует постоянный спрос на инженеров и специалистов службы техподдержки, нужны также лодочные команды и лодки — это значит, что работой обеспечены судостроительные доки атолла. Развитие туризма было таким стремительным, что параллельным отраслям еше только предстоит с ним сравняться. На некоторых островах производят изделия народных промыслов, однако их качество, объем продукции и реклама оставляют желать лучшего. Владельцы магазинов в Мале предпочитают рекламировать вместо местной продукции футболки с тематическими принтами и импортные товары.

У индустрии туризма на Мальдивах благоприятный имидж, работа в этой области считается вполне достойной для молодежи. Курорты спонсируют студентов и предоставляют работу выпускникам Института туризма и гостиничного бизнеса в Мале. На некоторых курортах есть собственные обучающие центры. В туристической индустрии преобладают мужчины, хотя можно встретить и женщин, особенно вблизи Мале, где есть возможность возвращаться домой на ночь. Иностранцев часто нанимают в качестве менеджеров, поваров, бухгалтеров, инструкторов по вождению и гидов. Согласно закону, все бармены также должны быть иностранцами (и даже им приходится пройти курс повышения квалификации, чтобы соответствовать высоким стандартам, принятым на здешних курортах). Повышение качества курортов пока опережает опытность самих мачьдивцев, поэтому здесь находят работу множество иностранных специалистов, в основном из стран Азии и Европы. На некоторых курортах количество иностранных служащих доходит до 50%. Шеф-повара и менеджеры курортов класса суперлюкс обычно европейцы, персонал, обслуживающий гостей. — азиаты. Министерство туризма считает процент иностранных специалистов слишком высоким и выражает надежду, что в ближайшие годы в индустрию придет больше местных выпускников и процентное соотношение изменится.

Число курортных островов, находящихся под управлением мальдивиев и работающих с мальдивскими туроператорами, увеличилось. Согласно новым законам, курортные осгрова принадлежат государству и сдаются содержателям курортов в аренду (обычно на срок в 21 год). Если курорт не соответствует установленным стандартам, его могут оштрафовать или даже закрыть. Будущее индустрии находится под пристальным вниманием правительства, так как хаотичное расширение может привести к падению средней занятости. Ожидается, что большую роль будет играть частный сектор, в то время как правительство возьмет на себя ответственность за создание .базовой инфраструктуры. Открываются новые туристические зоны, особенно на атолле Адду - на большом острове В ил и гили (ил и Виллингили — Viligili, Villingili) есть курорт Shangri-La, а курорт с интригующим названием Herethere на 600 мест открылся в декабре 2007 г.

Старый аэропорт в Гане, обслуживающий атолл Адду, был модернизирован в соответствии с международными стандартами и может принимать самолеты, летящие напрямую из Европы. Мальдивы возлагают большие надежды на туризм. В 1997 г., который был объявлен «Голом поездки на Мальдивы», острова посетило почти 400 тыс. туристов. В 2004 г. количество туристов превысило 500 тыс. Способность разместить на островах всех желающих, в сочетании со взвешенной политикой контроля за развитием туризма и охраны окружающей среды (которая и является привлекающим гостей фактором), позволяет предположить, что влияние туризма останется одинаково благотворным и для иностранцев, и для жителей Мальдив.

К 2007 г. более 600 тыс. гуристов побывачи на мальдивских курортах. В разработке находится план, согласно которому предполагается отдать под курорты еще 44 ненаселенных острова на разных атоллах, чтобы сделать прибыль от туризма более значимой и очевидной для тех, кто живет вдалеке от традиционных ту ристических центров. Также существует проект объединения трех крупных государственных компаний, Maldives Airports, Island Aviation и Maldives Transport and Contracting Corporation с целью строительства отелей, соединенных с новыми регионачьными аэропортами, на островах постоянного проживания. Новый генеральный план по туризму был запущен в августе 2007 г. Поданным министерства туризма: «Особое внимание в третьем генеральном плане Мальдив по туризму уделяется расширению и усилению мальдивского туризма как важного инструмента развития экономики и социального сектора, с целью обеспечения благосостояния жителей всех областей сграны. План подчеркивает. что развитие индустрии должно проходить в соответствии с принципами экологи-


В 1999 г. тогдашний министр по туризму Хасан Собир (Hassan Sobir) в журнале Serendib, который издавала авиакомпания Air Lanka, размышлял о том, что Шри-Ланка и Мальдивы некогда рассматривались как две стороны одной медали. «Большинство туристов приезжали на Мальдивы через Шри- Ланку, - сказал он. - Шри-Ланку посещали ради культуры и истории, а на Мальдивы отправлялись, чтобы насладиться пляжным отдыхом». Его замечания по поводу отдыха на Мальдивах не утратили актуальности и сегодня, почти десять лет спустя. По его словам, Мальдивы будто специально созданы для любителей нетронутых райских уголков. «Каждый курорт построен на ненаселенном острове, поэтому на нем нет посторонних, только гости курорта. На многих курортах имеются условия для размещения детей, так что, - шутит Собир, - родители тоже могут найти время поиграть, пока их дети заняты». Он также отмечал, что на курортах нет автомобилей и нет преступлений. «Люди приезжают сюда, если хотят безопасно отдохнуть», - сказал он. По его мнению, некоторую долю привлекательности Мальдив составляет и то, что «современные люди стали больше заботиться о здоровье - они активно занимаются спортом и следят за своим питанием. В последнее время отпуск принято рассматривать как способ привести себя в форму. Люди хотят отвлечься от беспорядочной городской рутины, расслабиться, привести себя в форму и удерживать ее».

Линда Майлс-Педлер (Linda Miles-Pedler), руководитель отдела продаж крупной туристической компании Kuroi UK, утверждает в той же статье: «Шри-Ланка и Мальдивы прекрасно сочетаются друг с другом. Гости прибывают на Шри-Ланку для осмотра достопримечательностей, а потом отправляются на Мальдивы отдохнуть на пляже». Она добавляет, что на Мальдивах нет достопримечательностей, не увидев которые, будешь чувствовать себя виноватым.

«Мы намерены сохранить Мальдивы как экзотическое место отдыха, - утверждает министр Хасан Собир. - И нам повезло, что мы изначально делали все правильно. Массовый приток туристов ведет к появлению социальных проблем и разрушению окружающей среды. Однако мы с самого начала отнеслись к делу ответственно и сейчас пожинаем благие плоды. Наши люди воспринимают туризм положительно... Типичный приезжий - это представитель высшего или среднего класса... Есть курорты и для гостей с низким доходом, но они тоже не дешевы. Они и не могут быть дешевыми, потому что курортные острова в чем-то сродни океанским лайнерам - сюда необходимо привозить решительно все, а это увеличивает общую стоимость отдыха». Размышляя о будущем туризма, Собир заметил, что, на его взгляд, Мальдивы и далее будут привлекать элитную клиентуру. «За пять лет наш потенциал еще увеличится, - добавил он. - Процесс будет идти постепенно. Мы во многом отличаемся от остальных курортов мира. Незагрязненная атмосфера. Один остров, один курорт. Отличные условия для незабываемого отдыха». Он заключил: «Мы застрахованы от неудач. Раньше люди думали, что отдых - привилегия богачей, или то, на что нужно предварительно долго копить. Сейчас положение дел меняется. Отпуск - важная часть жизни современного человека, он считается скорее необходимостью, чем роскошью. Люди лучше сэкономят на чем- нибудь другом, но обязательно поедут в отпуск отдохнуть»

Туризм Куда поехать на отдых