Туризм

Туризм Остров Пасхи
Миссионеры на острове Пасхи
Общинные и семейные обычаи и обряды
Искусство острова Пасхи
Испания
фиеста, фламенко, коррида
Турцентры Испании
Коста -Дорада
Районы северо-западного побережья
Города искусств Андалузии
Королевский монастырь Санто Томас
Старый собор имеет Башню Гальо
Наварра
Главные центры бурной ночной жизни
Канарские острова
Остров Гран Канария
пляжи Папагайо
Мальдивские острова
Традиционная одежда мальдивссих женщин
островные деревни
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЮДЖЕТА
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ
Шоппинг
Выставка местных ремесел
РАЗМЕЩЕНИЕ НА КУРОРТАХ
Сафари, дайвинг, активный отдых
ПОДВОДНОЕ ПЛАВАНИЕ.
Зоны серфинга и близлежащие острова
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА КИТАМИ И ДЕЛЬФИНАМИ.
Джумхури Майдан
Все курорты Северного Мале
Курорт Four Seasons на острове Куда Xypaa
СЕВЕРНЫЙ НИЛАНДХЕ
ЮЖНЫЙ ХУВАДХУ
 

Остров Пасхи

Несколько слов об острове Пасхи

Остров Пасхи (Рапа-Нуи), маленький, холмистый и ныне почти безлесный островок вулканического происхождения, поднявшийся в третичный период из глубин тихого океана, лежит под 2°09’30” ю.ш. и 109°26’14” з.д. Рапа-Нуи — это крайний аванпост полинезийцев на востоке: от ближайшего на западе острова Питкерн рапануйцев отделяет 1800 км, от острова Мангарева — 2600 км, а от тихоокеанского побережья Чили — 3600 км. Остров Пасхи — один из самых маленьких обитаемых островов планеты — его площадь всего 166 км?, он имеет форму треугольника со сторонами 16, 18 и 24 км, по углам которого возвышаются три вулкана. Самый большой, высотой более 600 м над уровнем моря, северо-западный вулкан Теревака составляет основной горный массив острова, Рано-Као (410 м) занимает юго-западный угол, Пуа-Катики (высота около 400 м) образует полуостров Поике на востоке. Вулканов на острове много, но все они потухшие, большая часть острова покрыта лавовыми извержениями вулкана Теревака [Arc­ha­e­o­lo­gy…1961, 21]. Самый высокий туфовый кратер вулкана Теревака носит наз­вание Рано-Арои. Собственно «Рано-Арои» — это название озера, за­пол­ня­ющего потухший кратер. Другой кратер Теревака — Рано-Рараку также пред­ставляет собой озеро с большими запасами пресной воды, окруженное за­рослями тростника. В Пуна-Пау, кратере на юго-восточном склоне основного горного кряжа в древности рапануцы добывали шлаковый пепел красного цвета, из которого вырезали «шапки» пукао для своих каменных изваяний. У подножья Рано-Као находится холм Орито, частично состоящий из черного вулканического стекла — обсидиана. Поике характеризуется тремя небольшими вершинами-спутниками, обра­зован­ны­ми слоями светло-серого вулканического пепла, которые тянутся от Пуа-Катики и являются лавовыми продолжениями вулкана Теревака. Склоны гор и холмов с течением времени подверглись сильным изменениям под воздействием эрозии подземных потоков и морских вод, поэтому на острове, особенно на востоке и юго-востоке много пещер. Здесь, недалеко от Поике находится самая известная Ана-Каи-Тангата — «Пещера людоедов». Вокруг острова много подводных рифов, удобные бухты для судов аборигенов имеются в Овахе, Акаханге, Ханга-о-Тео, Хоту-Ити. Самая большая отмель — в бухте Анакена, что всегда играла важную роль в истории острова. Прибой у острова силен даже в тихую погоду и опасен для мореплавателей. Крупные суда могут стать на якорь в бухтах Лаперуза, Ханга-Роа и Анакена на севере или в Хоту-Ити, Винапу и Ваиху на юге.

У юго-западной оконечности острова Пасхи расположены три маленьких островка — Моту-Нуи (высота 53 м), Моту-Ити (несколько ниже) и Моту-Каокао (70 м), около него наблюдается магнитная аномалия. У западного берега находятся островки Моту-Таутара — низкие и приметные в 1.4 мили от мыса Кука, они кажутся продолжением острова Пасхи. На востоке, около полуострова Поике лежит островок Маротири.

Поверхность острова постепенно повышается от берегов по направлению к центру, образуя многочисленные холмы и возвышенности. Почвы, распределенные неравномерно, довольно плодородны. Осадочные и наносные песчаные слои лежат в основном у подножий холмов. Мощные пласты плодородной земли сосредоточены в Ханга-Роа и Матавери, на западном побережье, в Ваиху — на южном, а также на юго-востоке Рано-Рараку, в районе Ваи-а-Теа и на Поике.

Климат острова Пасхи субтропический, теплый. Средняя годовая температура здесь 21,8°С, самый холодный месяц — август (19,2°С), самый теплый — январь (24,6°С). Остров лежит вблизи южной границы зоны юго-восточных ветров, дующих летом. Зимой преобладают северо-западные, но бывают также юго-западные и юго-восточные ветры. Практически весь год дуют сильные ветры всех направлений, несущие дожди, которые аустральной зимой не прекращаются неделями. На острове бывают и засухи (самый сухой месяц в году — сентябрь), которые, однако не приносят значительного ущерба посадкам. Пористая почва быстро впитывает влагу, рек на острове нет, и единственными источниками пресной воды служат три озера в кратерах — Рано-Арои, Рано-Као и Рано-Рараку. Пресной воды мало — дождевую воду рапануйцы раньше находили в углублениях скал или собирали в специально вырытых колодцах.

Флора острова очень бедна, исследователи насчитывают не более 30 местных разновидностей растений. Несмотря на то, что из Европы, Америки и Полинезии были ввезены различные растения, на значительной части острова единственной растительностью является жесткая трава. Исключение составляют зеленые склоны Рано-Као и Матавери с огородами, садами и банановыми плантациями. Некогда на острове произрастали сандал, гибискус, дерево торомиро, кокосовые пальмы, которые впоследствии были истреблены. Рапануйцы хорошо знали полезные свойства дикорастущих растений и водорослей — одни использовались в пищу, другие как лекарство. Традиционно они выращивали сладкий картофель — батат, таро, ямс, сахарный тростник и бананы.

Фауна острова до появления европейцев была представлена в основном морскими животными, водившимися в прибрежных водах — китами, тюленями, черепахами, различными видами рыб, крабов, лангустов, моллюсков. Островитяне ловили рыбу (и в том числе акул), выходя в море на лодках; потом, когда все деревья были переведены, и лодку не из чего было построить, они удили рыбу прямо со скал острова. Женщины и дети во время отлива собирали на отмелях моллюсков и иглокожих. Птицы, залетающие на острова Пасхи или гнездящиеся на прилегающих к нему островках, также относятся к числу морских — это крачки, олуши, фрегаты, фаэтоны. Рапануйцы собирали яйца птиц, маленьких птенцов, что весьма разнообразила их скудный рацион. Из домашней птицы рапануйцы разводили до середины XIX в. только кур. Единственное местное млекопитающее — съедобная мясная крыса (Rattus concolor или Mus мaori) [Archaeology…1961, 31], на которую рапануйцы охотились и тоже употребляли в пищу, была почти истреблена котами, завезенными первыми мореплавателями, посетившими остров. Собак и свиней, известных полинезийцам других островов, в доевропейский период на Рапа-Нуи не было.

Остров Пасхи населен полинезийцами, говорящими на рапануи, языке, относящемся к восточнополинезийской группе большой австронезийской, или малайско-полинезийской семьи языков. В период открытия и посещения острова первыми европейцами, население его составляло от нескольких сотен до нескольких тысяч человек. [Metraux 1940, Wolff 1948]. В середине XIX в. оно сильно сократилось. Причиной этого были увоз рапануйцев пиратами-работорговцами в Южную Америку, эпидемии болезней, междоусобицы, голод и низкий уровень жизни. К 1877 г. на острове Пасхи оставалось 111 человек, потом число жителей понемногу стало возрастать. С 1888 г. остров был аннексирован Чилийской Республикой, находился в ведении ее военно-морских сил. В XX в. на Рапа-Нуи была чилийская военно-морская база, овцеводческое хозяйство под контролем военно-морского флота Чили, американская военно-воздушная база. Рапануйцы жили в деревне Ханга-Роа, представлявшей собой тип резервации, выйти из которой можно было лишь по особому пропуску [Мазьер 1970; Марков 1959, 531]. Только с 1965 г. остров был полностью включен в состав чилийского государства и стал муниципальной территорией его столицы — Сантьяго. К 1886 г. население увеличилось до 155 человек, к 1934 — до 456, из которых 35 % были чистокровными рапануйцами. В 1972 г. аборигенное население острова составляло 1200 чел., (общее число 2000), в 1990 г. — 1600 чел., (общее — 2400). Помимо аборигенов на острове живут европейцы, чилийцы — служащие администрации, аэропорта, учителя, врачи.

В настоящее время рапануцы — народ, вошедший в цивилизацию, ма­ло чем отличающийся от жителей Чили. Административным центром ос­трова Пасхи сейчас является поселок Хангароа, на южной окраине кото­рого расположен аэродром Матавери, куда два раза в неделю приземля­ется самолет государственной чилийской авиакомпании «Лан Чили». Связь с материком, откуда завозятся необходимые жителям товары, стр­о­ительные материалы, продукты, поддерживается и морским путем. У ра­па­нуйцев довольно развитое сельское хозяйство — они разводят овец, ко­ров, лошадей, кур, кроликов. Помимо традиционных культур, жители острова выращивают, ананасы, цитрусовые, картофель, тыкву, кабачки, горох, кукурузу, манго, персики, финики, кофейные деревья. Однако, наибольший доход острову приносит туризм, расширяющийся с каждым го­дом (от 8000 туристов в 1994 г. до 17000 в 1998 г.). Для туристов постро­ено 28 кемпингов и 10 отелей. На 3090 чел. населения приходится бо­лее 2000 (в 1998 г.) автомобилей, улучшаются дороги, их обсаживают де­ревьями. В 1999 г. построена новая автозаправочная станция, создан таксопарк из 21 машины, которые возят туристов по Хангароа и его окрестностям, в Анакену и к вулкану Рано-Рараку. На острове открыт греб­ной клуб «Мата Хое Вака Каху О Хера», в 1999 г. был приобретен гидро­план для исследования океана и воздушного бассейна острова. В 1995 г. был построен новый супермаркет с крытым двором, идут долговре­мен­ные строительные работы по сооружению новой гавани с большим до­ком в бухте Лаперуза. С 1970-х гг. на острове работает своя радио­стан­ция «Те Рео Рапа Нуи», есть телефонная служба, с 1998 г. остров Пасхи включился в интернет. Больница в Хангароа имеет современное хирурги­че­ское, анестезиологическое и зубоврачебное оборудование. В школе воз­растает число местных учителей, высшее образование рапануйские сту­денты получают в Чили. В 1999 г. на месте бывшего лепросанатория по­строено новое школьное здание. На острове в 1994 г. концертировал чи­лийский пианист Роберто Браво, в том же году Японией были подарены рапануйцам набор флейт, электронный орган, ударные инструменты.

Маленькая католическая церковь является центром духовной жизни острова, а также служит образцом возрожденного искусства Рапа-Нуи, воспринявшего новые черты. Фронтон ее украшен стилизованными знаками письма ронгоронго, а внутри стоят 6 больших резных фигур христианских святых — все они были выполнены по инициативе самих рапануйцев, истинных христиан, в 1970-е годы. Слева от алтаря стоит фигу­ра Иисуса с характерными для наскальных изображений «глазами Маке­маке» (верховного бога рапануйцев-язычников). Головной убор со скульп­турным изображением птицы сходен с наскальными изображения­ми крачки ману тара, символа Макемаке. На груди фигуры вырезано на­груд­ное украшение реи миро, с личинами бога плодородия Ронго на концах и чисто христианским символом — сердцем с крестом — посередине. Для лица другой фигуры алтаря — девы Марии с Младенцем характер­ны те же «глаза Макемаке», голова ее украшена короной с птицей навер­ху — символом духа предка-прародителя. На голове архангела Миха­и­ла и на постаменте фигуры, выгравированы знаки ронгоронго, его плащ «скреплен» резной птицей в манере наскальных изображений, а меч пред­ставляет собой жезл верховного вождя Рапа-Нуи, участвовавшего в об­рядах повышения плодородия земли и моря. Островитяне вырезали еще для собора Маипу в Чили статую Девы Марии, матери Рапа-Нуи, и вос­кресшего Христа имеющие также черты, сходные с древними каменны­ми бюстами богов и обожествленных предков рапануйцев. Все это сви­детельствует о большой терпимости католичества ХХ в. к древним язы­ческим символам и его бережном отношении к реликтам туземной культуры. Католическая церковь, которую посещают не только островитя­не, но также туристы и ученые, работающие в Полинезии, послужила, та­ким образом, импульсом к возрождению древнего искусства острова, на новой основе в сочетании с религиозными христианскими представлениями.

Издающийся в Америке ежеквартально «Rapa Nui Journal» в каждом своем номере публикует известия с острова Пасхи: «Что нового в Хангароа». За последние годы среди рапануйцев появились свои исследо­ватели, занимающиеся изучением родной культуры, создан Музей. Еже­годно проводится фольклорный фестиваль «Тапати», включающий ра­пануйские танцы, в которых могут принимать участие и туристы. В 1998 г. в Ханга Пико создан культурный парк, отреставрированы две плат­формы аху Винапу и Тахаи. Там построена копия рапануйского общинного дома харе паенга, в котором будут продаваться традиционные резные фигурки, воссоздан огород манаваи с местными растениями. В 1999 г. на острове создан свой национальный «Совет по памятникам Рапа-Нуи», включающего губернатора острова, двух представителей совета старейшин, директора Музея и главу Национального парка Чили, (т.к. часть территории острова объявлена Национальным парком Чили). В 1997 г. группа молодых жителей острова вырубила из камня с соблюдени­ем канонов древнего ваяния огромную статую весом в 12 тонн. Она была выставлена в Париже перед зданием ЮНЕСКО, а затем перевезена в Португалию на открывавшуюся в 1998 г в Лиссабоне Всемирную выставку. Ансамбль рапануйских танцоров «Риу Хоко Рапа Нуи», возглавляемый Педро Атаном Паоа, в 199 г. выступал в Австралии. Островитяне сделали 2 метровую деревянную статую моаи, которую они подарили Канберре и установили перед зданием чилийского посольства. Передвижная выставка рапануйского искусства, созданная группой «ПроЧили V Регион» в сотрудничестве с Художественной ассоциацией о. Пасхи в 1999 г. посетила Германию, Бельгию, Францию. Трехметровой высоты моаи выставляли в г. Тарасконе во Франции, другую статую подарили Музею народного искусства в Гамбурге, где в ноябре 1999 г. пройдет выставка предметов искусства о. Пасхи.

Все это подтверждает мысль о тесном взаимодействии традиций и положительном влиянии христианского учения на жизнь рапануйцев. За 130 лет они прошли путь от первобытности до современной цивилизации, и немалая заслуга в том принадлежит миссионерам. В третье тысяче­летие рапануйцы вступают, не потеряв свою самобытность, сохраняя и развивая культурные традиции, общаясь на равных с другими народами мира.

Историю появления на острове Пасхи первых жителей можно восстановить в какой-то мере только по фольклорным преданиям. В них довольно подробно рассказывается о том, как предки рапануйцев, жившие на легендарном острове Хива, следуя совету местного «оракула», вождя арики ити по имени Хау Мака, предсказавшего гибель их страны от наводнения, отправились на поиски необитаемого, пригодного для жизни острова, который уже успела посетить душа Хау Мака

Миссионеры на острове Пасхи С первой четверти XIX в. остров Пасхи оказался в центре внимания торговцев и китобоев. Вскоре после визита на остров Пасхи Лаперуза его стали посещать китобои, колония их была основана неподалеку, на острове Мас-а-Фуера, в группе островов Хуан-Фернандес.

Жизнь и быт рапануйцев, их социальная организация Островитяне, которых увидели на берегу голландские моряки в 1722 г. были высокого роста. Пропорционального телосложения, с сильными мускулами, желтоватым или каштановым цветом кожи. По внешнему виду они походили на жителей Маркизских островов, и, как и все полинезийцы татуировали себе лицо и тело или раскрашивали их яркой минеральной краской Рапануйцы в древности прокалывали и постепенно растягивали мочки ушей, так что они свисали до плеч. Из одежды аборигены имели набедренные повязки из коры и тапы, пояса из панциря черепахи или из пучков травы на веревке, сплетенной из человеческих волос

Общинные и семейные обычаи и обряды У рапануйцев, как и у других полинезийцев, в прошлом было много праздников, приуроченных к тому или иному сезону, — общественных (проводившихся регулярно в определенные моменты в зависимости от положения звезд, природных явлений сезона), игравших важную роль в жизни всего социума, и семейных, которые устраивались по случаю важных событий в жизни семьи.

Религиозные представления рапануйцев Мифология и фольклора рапануйцев некогда были, несомненно, представлены общеполинезийскими циклами сказаний о богах и героях. Фольклорный материал показывает, что главные боги полинезийцев присутствовали в пантеоне острова пасхи, но под другими, локальными именами и прозвищами.

Искусство острова Пасхи Петроглифы острова Пасхи, уходящие своими корнями в глубокую, древность палеолитической эпохи, относятся к разным периодам истории острова и составляют весьма интересный пласт рапануйской культуры. Петроглифика Рапа-Нуи прекрасно отражает островной мир и близка по стилю и семантике к искусству наскальных изображений других районов Океании.

Рапануи и полинезийские языки Многочисленные археологические, антропологические, этнографические и лингвистические данные, обобщенные и проанализированные в научной зарубежной и отечественной литературе

Тезис о существовании на острове Пасхи еще одного, помимо рапануи, языка, который наложил отпечаток на тексты кохау ронгоронго, прослеживается и во всех основных работах Т. Хейердала, в том числе в опубликованной им в конце 1985 г. статье «Дилемма ронгоронго».

Обнаружение и изучение письма кохау ронгоронго Остров Пасхи занимает немаловажное место в работах ученых, изучающих этногенез полинезийских и американских народов. Решение этой же самой проблемы заселения о. Пасхи, происхождения его обитателей, их культуры и языка, во многом зависящее от разгадки тайны уникального письма ронгоронго (далее — РР), в течение многих десятков лет представляет собой камень преткновения для исследователей разных поколений и разных стран. Несмотря на то, что сама возможность разрешить загадку письма о. Пасхи обычно ставится под сомнение, некоторые смельчаки-энтузиасты и в наши дни берутся за эту проблему.

Некоторые итоги дешифровки письма кохау ронгоронго

Каталог знаков и графем кохау ронгоронго с их чтениями

Туризм Куда поехать на отдых