История дизайна

История искусства История дизайна Начертательная геометрия Электротехника Физика Информатика Математика

Если архитектура по праву считается каменной летописью мира, запечатленной в многочисленных творениях зодчих, то дизайн можно считать летописью индустриального общества, отраженной в окружающем нас мире предметов и вещей.

Очень сложно описывать историю, которая практически является современной. Прежде чем делать выводы, нужно время и осмысление происходящего. Наверное, это является одной из причин дефицита отечественной литературы по истории дизайна. Особо остро это проявляется в области учебно-методической литературы по истории и теории дизайна. Причем, острота проблемы возрастает в связи с открытием специальности "дизайн" в художественных училищах, переходом архитектурных вузов на многоступенчатую систему образования и необходимостью преподавания истории дизайна для бакалавриата, а также открытием и распространением во многих вузах России специальности "архитектор-дизайнер".

На заре технической цивилизации. Первые орудия труда и механизмы. Изобретение рукоятки. Составные орудия труда Гениальным изобретением человечества стали лук, тетива и стрелы, явившиеся, по сути, первыми технически сложными орудиями. Создание лука требовало значительных умственных способностей, острой наблюдательности и большого технического опыта. С помощью лука стало возможным передавать и преобразовывать движение: выпущенная стрела, сверлильное приспособление, музыкальный инструмент. Лук и стрела позволили человеку убивать животных и птиц на расстоянии 100—150 м, а в отдельных случаях длина полета стрелы доходила до 900 м. Появившиеся еще в мезолите (12-7 тыс. лет до н.э.), они стали основным видом оружия вплоть до XVII в. Считается, что прообразом колеса стали катки, которые подкладывали под тяжелые стволы деревьев, лодки и камни при их перетаскивании с места на место. Среднюю часть такого катка обжигали, отчего она становилась тоньше, обеспечивая равномерное передвижение груза. Ткачество кардинально изменило жизнь и облик человека. Звериные шкуры сменила более удобная одежда, сшитая из легких льняных, шерстяных и хлопчатых тканей. Однако до этого человечество должно было пройти долгий путь Первые предметы быта из керамики Люди еще в неолите (ок. 3000 до н.э.) научились изготовлять орудия труда из меди. Сначала их ковали из самородной меди, а затем стали выплавлять из медной руды. Огромное влияние на развитие техники оказало общественное разделение труда и появление ремесел как обособленного вида деятельности. Рабовладельческие государства для удовлетворения постоянного растущего спроса на рабов в условиях развития производства постоянно вели войны. История Древней Греции полна войнами между отдельными городами-государствами, метрополиями и колониями, между западными и восточными государствами Ремесленное производство в средние века. Предпосылки создания машинной техники Изобретение книгопечатания стоит в одном ряду с такими историческими достижениями человечества, как изобретение колеса и письменности. Книгопечатание сыграло кардинальную роль в развитии средневековой техники, науки и культуры, сделав накопленные веками разными народами знания общедоступными. Первые очки появились в XIII в. в Италии, где в то время производилось очень хорошее стекло. Гениальная мысль соединить две линзы с помощью оправы пришла, согласно легенде, в 1285 году стеклянному мастеру Скальвино Армати из Флоренции. Он же наладил первое производство очков. Потребность в очках вызвала развитие стекольного дела.

Цеховые объединения ремесленников Начиная с XVI века происходит укрупнение цехового производства посредством кооперации цехов в мануфактуры (от лат. manus - "рука" и factura - "изготовление"). Оно позволило провести еще большее разделение труда внутри предприятия. Это дало значительный рост производительности труда, при использовании тех же простых орудий производства обеспечило, а вместе с ней рост заработка рабочих, и уменьшение себестоимости изделий. Изобретение часов и мельницы. Теория машин Второй материальной основой для создания машинного производства являлись мельницы, в которых был заложен принцип использования внешних сил, и рука человека с предметом труда во время его обработки не соприкасалась. Уже в рабовладельческом обществе орудия размола зерна стали приводиться в движение водяными колесами. Примерно в X в. в Западной Европе появились ветряные мельницы. В основе мануфактурного производства лежали использование мышечной силы людей и животных, кинетической энергии ветра и воды. Ветряные и, особенно, водяные мельницы приводили в движение средневековые машины и механизмы Основным двигателем становится водяное (гидравлическое) колесо

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci,1452-1519 гг.)

Итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер, виднейший представитель искусства и науки эпохи Возрождения. Занимался математикой, механикой, физикой, астрономией, геологией, ботаникой, анатомией и физиологией как человека, так и животных. Ему принадлежат первые попытки в области воздухоплавания и конструирования летательных аппаратов. Среди изобретателей встречались представители самых различных слоев населения

Христиан Гюйгенс (1629-1695).

Нидерландский ученый: математик, физик, астроном и механик. Изобрел в 1657 году первые маятниковые часы со спусковым механизмом. В качестве регулятора колебаний крутильный маятник - балансир со спиралью. Система Гюйгенса до сих пор применяется в наручных и настольных механических часах. Усовершенствовал объективы телескопов

Первое изобретение, давшее толчок технической революции, было сделано в 1733 году в текстильном производстве Англии. Им стала конструкция механического (самолетного) челнока для ткацкого станка Джона Клея (1704-1764 гг.), освободившего ткача от ряда ручных операций. Начало промышленной революции зачастую связывают с изобретением паровой машины, позволившей осуществить переход от использования мышечной силы людей и животных, кинетической энергии воды и ветра к энергии пара. Ветряные и водяные мельницы уже не могли обеспечивать нужды быстро развивающегося производства. Кроме того, обязательное расположение мануфактур, оснащенных водяными мельницами, вблизи водоемов было не всегда удобным

Джеймс Уатт (J. Watt,1736-1819]

известный шотландский исследователь, построивший в 1765 году первый универсальный паровой двигатель, способный приводить в движение станки, корабли, экипажи. Учился в Глазго и Лондоне. С 1757 года работает в университете Глазго и открывает ремонтную мастерскую физических и математических приборов. Универсальная паровая машина Дж. Уатта быстро нашла распространение во многих отраслях промышленного производства, стала мощным толчком в развитии и изобретении новых транспортных средств. Значительный вклад в развитие промышленного производства внес мастер-механик Генри Модели (1771-1831). Два его знаменитых изобретения позволили перейти от ремесленного ручного труда к изготовлению машин машинами. Двигатель внутреннего сгорания был не менее революционным изобретением, чем колесо. Человек получил компактный и эффективный механизм, способный приводить в движение самые разнообразные транспортные средства - от автомобиля до самолета. Революционным изобретением, кардинально повлиявшим на развитие производства, стал конвейер Величайшим техническим достижением к XIX в, стало изобретение электродвигателя.

Изобретение парового двигателя и первых механизмов, заменивших человеческую руку, положило начало развитию машиностроения. Чем сложнее становились машины, тем труднее было их совершенствовать. В результате в XIX веке возникли специальные технические науки, изучающие процессы, происходящие в механизмах, решающие технические задачи. Изобретение фотографии дало возможность получать точные изображения объектов. Фотография возникла на стыке оптики и химии. Арабские астрономы еще в IX в. н.э. получали оптическое изображение солнца на экране.

Идеи дизайна в эпоху промышленных революций

Томас Эдисон (Tomas Alva Edison, 1847-1931 гг.)

Великий американский изобретатель, создавший многоканальный телеграф, системы электрического освещения, микрофон, аппарат для записи и воспроизведения человеческого голоса и музыки -фонограф. За свою жизнь он получил 1093 патента на различные изобретения - больше, чем кто-либо в мире.

Освоение новых пространств дало дизайну новый порядок проектных объектов: летательные аппараты, подводные корабли. Особую роль здесь начинают играть вопросы технологии производства и эксплуатации, эргономики.

Выдающийся немецкий конструктор дирижаблей жесткой конструкции "цеппелин". Родился в Констанце. Обучался в Политехнике в Штудгарде, затем в военной школе в Тюбинге. С1858г.- офицер кавалерии. После военной службы генерал Цеппелин с 1891 г. занимается строительством воздушных кораблей. 2 июля 1900 г. стартовал первый дирижабль Цеппелина LZ-1. С1905 г. Всего при жизни графа Цеппелина было построено 130 дирижаблей LZ.

Начертательная геометрия, физика полупроводников