Баухауз Послевоенный дизайн в Европе и России Эргономичный дизайн Радикальный дизайн Футуристическая  мода 60-х Поп-культура и поп-дизайн Традиции Баухауз в дизайне восточной Германии Чикагская архитектурная школа Абстрактное искусство

Объединенный факультет по обработке дерева и металла (Дерметфак, 1926-1930). Становление профессии дизайнер во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе

Осенью 1926 года Дерфак и Метфак были слиты в Объединенный факультет по обработке дерева и металла (Дерметфак) с двумя специализациями с ориентацией на материал. В структуре факультета существовали два отделения - по обработке дерева и по обработке металла. Каждое из них выпускало специалистов своего профиля.

В 1929 году состоялся первый выпуск Дерметфака. Он свидетельствовал о становлении отечественной школы дизайна - по существу был создан центр по подготовке дизайнеров. Известный искусствовед того времени Д. Аранович писал: "Наш ВХУТЕИН заслуженно пользуется в течение последних лет славой одного из лучших художественных учебных заведений Европы. Состоявшийся недавно первый выпуск отделения по обработке металла показывает, что эта слава ВХУТЕИНа им вполне заслужена..., работы этих молодых конструкторов внутреннего оборудования настолько свежи по замыслу, самостоятельны по своему конструктивному мышлению и настолько близки, вместе с тем, нашим запросам, что на них следует остановиться самым внимательным образом.... Напрашивающийся общий вывод - их высокий технический и даже художественный уровень... Преимущество данных работ ВХУТЕИНа в их яркой изобретательности, четкой конструктивности и жизненной практической установке".

Не сразу был найден и термин для обозначения новой специальности. На дерфаке с 1922 года использовали термин "инженер-художник", на метфаке этот термин использовали в более громоздком варианте: "инженер-художник-конструктивист". С середины 20-х годов для обозначения новой профессии все чаще использовали термин "художник-конструктор". Однако в первых дипломах дерметфака ВХУТЕИНа стояло "инженер-художник". Во многом это объясняется влиянием сильной группы преподавателей-инженеров на этом факультете, а также тем, что в дореволюционной России и в 20-е гг. в Советской стране был очень высок престиж и социальный статус профессии инженера.

Трудно переоценить значение ВХУТЕМАСа и Баухауза в истории дизайна и художественной культуры в целом. Пришедший в эти вузы авангард художников, скульпторов и архитекторов, экспериментируя, разрабатывая и внедряя новые проектные методы, искали новые формы обучения этим приемам и в ходе учебного процесса вырабатывали их. В целом создавалась новая методика обучения студентов в вузе, отличная от прежней, академической системы обучения, отвечающая требованиям современности и способной гибко реагировать на ее изменения. Система средств художественной выразительности этих областей творчества тогда еще только зарождалось. Баухауз и ВХУТЕМАС и стали теми центрами, где формировался этот новый профессиональный язык под руководством лидеров новаторских течений с использованием творческого потенциала молодежи.

Современные исследователи истории дизайна отмечают, что роль ВХУТЕМАСа и Баухауза далеко выходит за рамки лишь разработанных методик преподавания. Оба учебных заведения были крупным явлением в художественной жизни и в искусстве XX века, они дали оригинальные, не имевшие в прошлом модели комплексных художественно-теоретических вузов. ВХУТЕМАС и Баухауз возникли и функционировали в период, когда в ходе взаимодействия различных видов искусства и инженерно-научного творчества происходили сложные процессы формирования нового стиля современной архитектуры и становления нового вида проектно-художественной деятельности - дизайна.

Начертательная геометрия, физика полупроводников